РОСТ. Выпуск № 52. 2021

БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ

Пресс-центр «Поколение»

Ежелева Мария Федоровна,
педагог дополнительного образования, старший методист, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Социально-педагогическая», обладатель премии «Лучший педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга»
Карпова Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования, руководитель пресс-центра «Поколение», обладатель премии Правительства Санкт-Петербурга в области журналистики
Пузатых Варвара Владимировна,
педагог дополнительного образования 

Методический кейс Комплексной дополнительной общеобразовательной программы пресс-центра «Поколение» – победитель Всероссийского Конкурса программно-методических разработок «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной и социально-педагогической направленностей» – 2021 в номинации «Маршруты профориентации»

В марте 1990 года в секции журналистики литературного клуба «Дерзание» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, в те годы Ленинградского дворца пионеров им. А.А. Жданова, был выпущен первый номер газеты «Поколение». А в 1993 году одним из первых в стране открыл свои двери детский пресс-центр «Поколение».

За эти годы образовательная программа пресс-центра росла и развивалась вместе с коллективом. Сейчас деятельность пресс-центра «Поколение» как образовательного коллектива базируется на комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, состоящей из 5 программ. Но основным в профессиональном становлении будущего журналиста является моделирование реальной журналисткой деятельности. Это достигается в процессе издания газеты «Поколение», ведения пабликов в социальных сетях, записи радиопередач, реализации различных образовательных проектов и другой практической деятельности учащихся.
Богатейший опыт педагогов пресс-центра собран и систематизирован в материалах представляемого методического кейса. 

Дорога к профессионализму, или Как организовать работу детского пресс-центра
(полный текст статьи)

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ

методического кейса

I. Инвариантная часть методического кейса

Информационно-аналитические материалы результатов учета мнения обучающихся и целевого запроса родителей на выбор программы дополнительного образования детей

Представленные материалы свидетельствуют о всестороннем учете мнения обучающихся и родителей при организации образовательного процесса: от запроса на обновление содержания программы до оценки качества образования в ходе ее реализации.

Выписка из протокола Методического совета ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» от 04.10.2018 № 1, котораясвидетельствует о том, что, согласно результатам ежегодного мониторинга, проведенного в период приемной кампании в Учреждении, были выявлены актуальные и востребованные направления творческой деятельности с учетом запросов родительскойобщественности, среди которых одним из приоритетных направлений является сфера «Журналистика, СМИ и медиа». Кроме того, в выписке зафиксирована потребность Учреждения в разработке программ ранней профессиональной ориентации.

Выписка из протокола Методического совета ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» от 13.06.2019 № 8, которая свидетельствует о том, что на данном заседании Методического совета была представлена обновленная Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапресс-центра «Поколение»,отвечающая запросам родительской общественности и направленная на профессиональное самоопределение учащихся в рамках своего направления творческой деятельности. По итогам Методического совета данная программа была утверждена.

Выписка из протокола Методического совета ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» от 07.11.2019 № 2, которая свидетельствует о стабильно высоком спросе родителей и обучающихся на программы, имеющие ярко выраженный профориентационный характер, среди которых отмечена и программа пресс-центра «Поколение».

Выписка из Протоколов заседаний конкурсной комиссии по результатам творческого испытания в пресс-центре «Поколение» за последние 3 года, которые свидетельствуют о востребованности Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы пресс-центра «Поколение»: согласно данным протоколов, творческое испытание проходит в среднем на 30% больше учащихся, чем пресс-центр может принять на обучение по программе.

Анкета для обучающихся в рамках мониторинга, проводимого в период приемной кампании в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Анкета для родителей в рамках мониторинга, проводимого в период приемной кампании в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Анкета для обучающихся и результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся образовательным процессом, проводимого в рамках независимой оценки качества образования

Результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся процессом обучения по Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе пресс-центра «Поколение», которые свидетельствует о высокой оценке качества образования по осваиваемой программе, которая, по мнению учащихся «помогает углубленно изучить предметы и определиться с будущей профессией».

Анкета и результаты анкетирования родителей по итогам «Недели открытых занятий» в пресс-центре «Поколение»

Дополнительная общеобразовательная программа


Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа пресс-центра «Поколение»

Мониторинг оценивания образовательных достижений обучающихся


Система оценки и результаты мониторинга образовательных достижений обучающихся

Результаты участия в конкурсных мероприятиях различного уровня учащихся пресс-центра «Поколение» за 2018-2020 гг.

Преемственность обучения (поступление выпускников в вузы)

Творческие медиапродукты обучающихся пресс-центра

Сведения и (или) материалы, отражающие участие, признание и позитивную оценку качества образования родителями или законными представителями

Представленные материалы свидетельствуют о позитивной оценке родителями (законными представителями) организации образовательного процесса в пресс-центре «Поколение». Родители отмечают высокий уровень профессиональной направленности обучения, удовлетворенность качеством образовательных результатов обучающихся, что дает возможность выпускникам успешно реализовываться в будущем.

Анкета и результаты мониторинга оценки качества образования родителями обучающихся в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» (выборка по пресс-центру «Поколение»)

Анкета и результаты мониторинга удовлетворенности родителей качеством обучения по Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы пресс-центра «Поколение»

Анкета и результаты анкетирования «Позиция родителей в образовательном процессе» по ДООП «Стилистика»

Анкета и результаты анкетирования родителей по итогам «Недели открытых занятий» в пресс-центре «Поколение»

Отзывы родителей учащихся о реализации ДООП и мероприятиях коллектива

Сведения, подтверждающие общественно-профессиональное признание результатов реализации программы

Пресс-центр «Поколение», широко известный в Санкт-Петербурге своими прогрессивными журналистскими и медийными практиками в области детско-юношеской журналистики, не раз отмечен признанием профессионального сообщества. Выпускники пресс-центра успешно реализуются в СМИ и отделах корпоративных коммуникаций различных компаний не только Санкт-Петербурга, но и других регионов страны. Педагоги имею награды различного уровня.

Отзывы профессионального сообщества о деятельности пресс-центра «Поколение»

- Отзыв Н.Б. Харлампиева, главного редактора журнала «Костер», председатель Ассоциации детской и педагогической прессы Санкт-Петербурга 
- Отзыв В.Г. Нечаева, Заслуженного работника культуры РФ и Г.М.Нечаевой, доцентов кафедры режиссуры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, членов Союза журналистов Санкт-Петербурга
- Отзыв О.Б. Дудкиной, заместителя директора по научно-методической работе, руководителя студии мультимедийной журналистики «МультиVaрка» и редакции газеты «Будни» ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга

Отзывы выпускников пресс-центра «Поколение»

- Отзыв Васильевой М.С. / сетевое издание «Открытые медиа», г. Москва 
- Отзыв Бобрович М.А. / продюсер, автор сюжетов, редактор программ на Первом канале, НТВ, РЕН ТВ
- Отзыв Сотниковой К.С. / PR-менеджер управляющей компании «АdAurum»

Награды педагогов пресс-центра «Поколение»


Сведения о наградах

«Цифровые следы» реализации образовательной программы, представленные на официальном сайте образовательной организации и в сети Интернет


«Цифровые следы» реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы пресс-центра «Поколение», представленные на официальном сайте ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» и в сети Интернет

II. Вариативная часть методического кейса

Учебно-методические комплекты по тематическим разделам программы

За годы реализации Комплексной программы пресс-центра «Поколение» педагогами разработан обширный учебно-методический комплекс к каждой программе, входящей в Комплекс. В соответствии с локальным актом Учреждения все УМК к программам оформлены единообразно. В данном разделе представлены учебно-методические комплекты к темам «Заметка» (1 г.о.) и «Рецензия» (2 г.о.) по программе «Основы журналистики».

УМК к разделу «Заметка»

УМК к разделу «Рецензия»

Разработки занятий, дидактические материалы к занятиям

Представляемые методические и дидактические материалы к образовательной программе пресс-центра «Поколение» раскрывают многообразный опыт работы педагогического коллектива. Образовательная программа пресс-центра очень объемна и охватывает разные стороны работы журналиста: от составления плана статьи/сюжета до выпуска номера газеты или теле- радиопередачи. В виду большого объема и невозможности представить весь материал к программе, в данном разделе представлены фрагменты учебно-методического комплекса КДООП пресс-центра «Поколение».

ДООП «Основы журналистики»
«Методы сбора информации»
Раздел «Заметка», 1 г.о.

ДООП «Основы журналистики»
«Репортаж. Краткая характеристика жанра "Репортаж"»
Раздел «Репортаж», 1 г.о.

ДООП «Основы журналистики»
«Как писать рецензию на театральную постановку»
Раздел «Рецензия», 2 г.о.

ДООП «Стилистика»
«Стилистика русского языка: определение, функции, признаки». «Введение в образовательную программу» 1 г.о.

ДООП «Стилистика»
«Фразеология в медийном тексте»
Раздел «Выразительные средства речи», 2 г.о.

ДООП «Основы макетирования и дизайна»
«Работа с фотографией»
Раздел «Работа над учебной газетой №1», 2 г.о.

ДООП «Основы телевизионной и радиожурналистики»
«Технология медиапланирования»
Раздел «Сценарий ТВ-сюжета», 2 г.о.

Дидактические материалы


ДООП «Основы журналистики»

ДООП «Стилистика»

ДООП «Основы макетирования и дизайна»

Проектные и (или) игровые технологии организации внеаудиторной деятельности детей

Успешность освоения программы пресс-центра «Поколение» зависит не только от результативности освоения обучающимися образовательных программ, входящих в Комплекс, но и от активности участия во внеаудиторных мероприятиях и других проектах, организованных в рамках воспитательной работы в пресс-центре.
Материалы, представленные в данном разделе, ориентированы на поддержку образовательных запросов учащихся, помощь в их профессиональном становлении и выборе дальнейшего направления обучения, а также на расширение спектра интеллектуальных, социальных и творческих проб, способствующих самореализации и самоопределению учащихся. 

Проект «ПРОкачай_себя»
Данный проект представляет собой краткосрочную общеобразовательную программу, проводимую в каникулярное время. Участниками проекта становятся учащиеся пресс-центра «Поколение», желающие «прокачать» свои «гибкие» навыки: тайм-менеджмент, коммуникацию, медиаграмотность, критическое мышление. 

Игровое моделирование «День прессы»
Данный проект направлен на погружение учащихся пресс-центра «Поколение» в деятельность редакции газеты по выпуску одного из номеров. Особенность проекта состоит в том, что здесь «работает» система наставничества «учащийся-учащийся»: первогодки работают над газетой совместно с обучающимися старших курсов, а экспертами выступают выпускники пресс-центра, реализовавшиеся в профессии, связанной с журналистикой и сферой СМИ, представители ведущих вузов по данному направлению. 

Проект «Закульсье»
«Закулисье» – совместный проект пресс-центра «Поколение» и Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В нем участвуют обучающиеся пресс-центра, желающие реализовать свои творческие способности посредством ведения специальной рубрики «Закульсье» в газете «Поколение» и на официальном YouTube канале пресс-центра. 

Методические материалы по сопровождению образовательных маршрутов для различных категорий обучающихся

Основной целью образовательной программы пресс-центра «Поколение» является создание условий для профессиональной ориентации подростков в сфере журналистики и СМИ. Эта цель достигается не только благодаря успешному освоению учащимися образовательной программы, но и за счет предоставления обучающимся возможности выбора дополнительных образовательных маршрутов.

«Поколение DIGITAL»
Данный маршрут рассчитан на тех учащихся пресс-центра «Поколение», которые проявляют активный интерес к овладению более широким спектром познаний и навыков в области медиатворчества, новых медиа и мультимедийной журналистики. В частности, речь идет о такой важной составляющей, как организация работы диджитал-пространства и социальных сетей пресс-центра, поиск медиаформ общения с аудиторией, углубление и расширение содержания контента.  

«Журналистская практика в «Зеркальном»
Маршрут реализуется в рамках выездных смен пресс-центра в Загородный центр детско-юношеского творчества ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» «Зеркальный». Это полное погружение в журналистскую профессию, где за смену (от 4 дней осенью до месяца летом) учащиеся создают реальные медийные продукты: газеты, радиовыпуски, видеосюжеты. Маршрут рассчитан на обучающихся пресс-центра, проявляющих заинтересованность в углублении знаний в области подготовки медийных продуктов, и предполагает дифференциацию целей для обучающихся разных годов обучения:
- для учащихся 1 года обучения - мотивация на включение в журналистскую деятельность;
- для учащихся 2 года обучения - углубление знаний, полученных на занятиях;
- для учащихся 3 года обучения - практика организации журналистской деятельности (полного цикла создания медийного продукта). 

«Встреча со специалистом»
Маршрут реализуется в качестве вузоориентированного компонента подготовки юных журналистов, так как на встречи приглашаются:
- представители ведущих вузов Санкт-Петербурга, реализующие программы, связанные со сферой журналистики и СМИ;
- выпускники пресс-центра, реализовавшиеся в профессии;
- специалисты в области новых медиа.
Данный образовательный маршрут рассчитан на обучающихся пресс-центра, желающих получить более широкий спектр знаний и умений в выбранной сфере деятельности от профессионалов «из первых рук», так как на встречах учащиеся могут не только задать интересующие их вопросы про профессию / вуз, но и практически чему-то научиться на практикумах и мастер-классах приглашенных специалистов.  

Сценарии, технологические карты

Пресс-центр «Поколение» – коллектив с многолетней историей и традициями. Большую роль играет в пресс-центре воспитательная и внеаудиторная работа с обучающимися. Все мероприятия и праздники, традиционно, готовят сами обучающиеся под руководством педагогов: от написания сценария до режиссуры мероприятия.
Традиционными для пресс-центра «Поколение» являются внутриколлективные праздники:
- День Рождения газеты «Поколение»,
- Новый год,
- Весенний праздник,
- Выпускной.
Ежегодно в пресс-центре проходят:
- дискуссионный клуб,
- литературный вечер,
- круглые столы и пресс-конференции с выпускниками,
- «Поколенческие посиделки» с проведением мастер-классов, чтением собственных стихов, песен.
Уже на протяжении 15 лет, совместно с Региональным детско-юношеским гражданско-патриотическим общественным движением «Союз юных петербуржцев», пресс-центр «Поколение» является организатором регионального фестиваля-конкурса детской прессы «Чтоб услышали голос поколения», для проведения которого пишутся сценарии церемоний открытия и закрытия.
В данном разделе представлены примеры сценариев мероприятий и праздников, традиционно придуманных и проводимых учащимися пресс-центра. 

Сценарий «Выпускной вечер 2017»

Сценарий «Весна идет – весне дорогу», 2018

Сценарий открытия Регионального фестиваля-конкурса детской прессы «Чтоб услышали голос поколения», 2018

Сценарий праздника «День рождения газеты «Поколение», 2019

Ссылки и (или) материалы, подтверждающие участие в образовательных мероприятиях различных уровней

Образовательные мероприятия различных уровней, в которых приняли (или могут принять) участие обучающиеся в процессе освоения Комплексной образовательной программы пресс-центра «Поколение»

Сведения о мероприятиях

Публикации программно-методических разработок и материалов

Печатные публикации

Карпова С.Н. Диалог поколений // Сборник «Ступени в будущее». – СПб.: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017. – С. 120.

Ежелева М.Ф. О важности общественного диалога в образовании» // Серия «РОСТ: Ребенок. Общество. Семья. Творчество» №50. Дополнительное образование детей в Санкт-Петербурге. – СПб.: ООО Издательство «Трактат», 2018. – С. 115-116.

Ежелева М.Ф. Образование и СМИ: формирование медиаобразовательной среды у молодежи в возрасте 14-18 лет // Сборник «Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. Том 11, Выпуск 3(45)». – СПб., 2020. – С. 36-38.

Ежелева М.Ф. Открытое занятие «Стилистика русского языка: определение, функции, признаки» // Сборник «Педагогический практикум. Выпуск 3. Дворцовская педагогика: лучшие практики». – СПб.: ГБНОУ «СПБГДТЮ», 2020. – С. 5-23.

Ежелева М.Ф. Мастер-класс «Практическое изучение фразеологии при помощи коммуникативного моделирования и информационной интеграции» // Сборник «Педагогический практикум. Выпуск 3. Дворцовская педагогика: лучшие практики». – СПб.: ГБНОУ «СПБГДТЮ», 2020. – С. 37-53.

Ежелева М.Ф., Пареха Т.В., Бабич Е.Н., Вязникова Е.В., Руднева А.А., Пузатых В.В., Осипова М.М. Проект «Видеофестиваль компетенций «Start-АП в будущее» // Сборник «Профессиональная навигация учащихся: современный формат. Из опыта работы Федеральной инновационной площадки». – СПб.: РИС ГБНОУ «СПБГДТЮ», 2020. – С. 17-50.

Публикации программно-методических разработок и материалов

Публикации в сети Интернет

Егорова Д.Ю. Из опыта формирования коммуникативной компетенции в рамках занятий по стилистике пресс-центра «Поколение» // Образовательная социальная сеть NSportal. – 2021. 

Петров И.В. Кривая обучаемости как средство наглядного представления качественных изменений в образовательной программе // Образовательная социальная сеть NSportal. – 2016.

Петров И.В. Опыт реализации образовательного курса «с нуля» // Образовательная социальная сеть NSportal. – 2016.

Петров И.В. Формы фиксации результатов освоения учебной программы «Основы макетирования и дизайна» // Образовательная социальная сеть NSportal. – 2016.