РОСТ. Выпуск № 52. 2021

БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ

Театр кукол

Ахонен Лариса Викторовна,
педагог дополнительного образования, руководитель Театра кукол, Почетный работник общего образования Российской Федерации, обладатель премии «Лучший педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга», лауреат Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Колосова Алена Степановна,
методист, концертмейстер, педагог дополнительного образования 

Методический кейс Комплексной дополнительной общеобразовательной программы Театра кукол – победитель Всероссийского Конкурса программно-методических разработок «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной и социально-педагогической направленностей» – 2021 в номинации «Образцовый детский коллектив»

Театр кукол – театр не обычный. В нем в создании одного образа действуют двое – человек-актёр и кукла – предмет, который изображает живое существо или идею, метафору. Такого «союза» нет ни в драме, ни в опере, ни в балете.
Главный инструмент актёра в этом театре – кукла, и актёр, «пропуская образ через себя», должен вдохнуть жизнь в этот очень непослушный на первых порах предмет. Работа с куклой напоминает «путешествие по фантастической стране», где, чтобы хорошо ориентироваться, надо изучить все: театральный язык, обычаи, формы, краски, звуки, способы передвижения, меры длины и многое другое.
Научиться всему этому детям помогает комплекс образовательных программ Театра кукол, методический кейс материалов которых представлен в данном сборнике.

Шагая в ногу со временем, сохраняем традиции и смело смотрим в будущее!
(полный текст статьи)

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ

методического кейса

I. Инвариантная часть методического кейса

Информационно-аналитические материалы результатов учета мнения обучающихся и целевого запроса родителей на выбор программы дополнительного образования детей

В данном разделе представлены результаты опроса учащихся и родителей, проведенных с целью определения удовлетворенности образовательным процессом, изучения целевого запроса на разработку новых дополнительных общеобразовательных программ. 

Выписка из протокола Методического совета ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» от 04.10.2018 № 1, которая свидетельствует о том, что, согласно результатам ежегодного мониторинга, проведенного в период приемной кампании в Учреждении, были выявлены актуальные и востребованные направления творческой деятельности с учетом запросов родительской общественности, среди которых одним из приоритетных направлений является кукольный театр.

Выписка из протокола Методического совета ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» от 13.06.2019 № 8, которая свидетельствует о том, что на данном заседании Методического совета были представлены обновленные дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в Театре кукол, отвечающая запросам родительской общественности и направленная на развитие механизмов личностного самоопределения учащихся и сознательного отношения к дальнейшему выбору профессий. По итогам Методического совета данная программа была утверждена.

Анкета для обучающихся в рамках мониторинга, проводимого в период приемной кампании в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».

Анкета для родителей в рамках мониторинга, проводимого в период приемной кампании в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».

Анкета для обучающихся и результаты мониторинга, проводимого в рамках независимой оценки качества образования по удовлетворенности обучающихся образовательным процессом.

Анкета для родителей и результаты мониторинга оценки качества образования.

Дополнительная общеобразовательная программа

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Театра кукол имеют художественную направленность. Программы Театра кукол направлены на овладение учащимися техники актёрского искусства, физической свободы на сцене, владение своим вниманием, овладении способностью приводить в деятельное состояние свою фантазию, находить в обстоятельствах логику мыслей, действий и чувств, подчиняя их сквозному действию роли, ориентированы на поддержку образовательных запросов учащихся, расширение спектра интеллектуальных, социальных и творческих проб, способствующих самореализации и самоопределению учащихся.

Аннотация к дополнительным общеобразовательным программам Театр кукол ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актёрское мастерство в театре кукол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная программа «Театральная мозаика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная программа «Театральный профи»

Фотоматериалы Театра кукол

Свидетельство о присвоении звания «Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга»

Мониторинг оценивания образовательных достижений обучающихся

Данный раздел содержит сведения о качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Театра кукол. Система контроля и оценки образовательных результатов учащихся дает возможность определить степень освоения программы и максимально раскрыть потенциала каждого учащегося, а также проследить развитие личностных качеств, оказать им своевременную помощь и поддержку. 

Сведения о качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах «Актёрское мастерство» и «Актёрское мастерство в театре кукол» и динамика образовательных достижений учащихся Театра кукол

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей комплексной программы «Театральная мозаика» и динамика образовательных достижений учащихся

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей комплексной программы «Театральный профи» и динамика образовательных достижений учащихся

Поступление выпускников в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения в соответствии с профилем деятельности коллектива

Победители, лауреаты, дипломанты городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей с 2015 по 2020 год Театр кукол ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Сведения и (или) материалы, отражающие участие, признание и позитивную оценку качества образования родителями или законными представителями

Представленные материалы свидетельствуют о положительной оценке родителями (законными представителями) организации образовательного процесса в Театре кукол. Родители отмечают высокий уровень качества образовательных результатов обучающихся. 

Анкета и результаты мониторинга оценки качества образования родителями обучающихся в Театре кукол ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Анкета и результаты анкетирования родителей по итогам «Недели открытых занятий» в Театре кукол

Отзывы родителей учащихся о реализации ДООП и мероприятиях коллектива

Отзывы родителей, учащихся, выпускников, семей в рамках юбилейного мероприятия «Театру кукол 80 лет!»

Сведения, подтверждающие общественно-профессиональное признание результатов реализации программы

Театр кукол Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных широко известенв кругах российских кукольников.Спектакли, поставленные педагогами и учащимися Театра кукол, пользуются большим спросом у зрителей и специалистов кукольных театров. 

Отзыв руководителя Городского учебно-методического объединения на образовательную и творчеству деятельности Театра кукол

Отзывы и рецензии профильных специалистов на образовательную и творчеству деятельности Театра кукол

Благодарности Театру кукол за участие в социально-значимых мероприятиях

Награды учащихся Театра кукол ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Благодарности и награды педагогов за трансляцию опыта перед педагогической общественностью

«Цифровые следы» реализации образовательной программы, представленные на официальном сайте образовательной организации и в сети Интернет


«Цифровые следы» коллектива Театра кукол ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

II. Вариативная часть методического кейса

Учебно-методические комплекты по тематическим разделам программы


Учебно-методический комплекс к образовательным программам Театра кукол

Учебно-методический комплект к разделу «Сценическое действие. Постановка учебного спектакля» ДООП «Актерское мастерство» Театра кукол

Разработки занятий, дидактические материалы к занятиям


Конспекты занятий по теме «Витраж»

Конспект занятия «КВН на занятии по вокально-хоровому обучению в театре кукол»

Конспект занятия «Эмоции и способы их выражения в театре кукол»

Конспект занятия «Изготовление динамической поделки»

Конспект занятия «Развитие сценического внимания»

Конспект занятия «Чтобы голос был послушным»

Игровые технологии, используемые в Театре кукол по программе «Вокально-хоровое обучение в театре кукол» «Музыкальная грамота»

Схемы изготовления народных кукол

Создание коммуникативного контента в видеоредактореYouCut

Музыкальное развитие в Театре кукол

Игровые средства для развития координационных и коммуникативных навыков учащихся по программе «Основы хореографии, пластики и сценического движения»

Кроссворд для учащихся Театра кукол по программе «Вокально-хоровое обучение в театре кукол

Проектные и (или) игровые технологии организации внеаудиторной деятельности детей

Материалы, представленные в данном разделе, ориентированы на поддержку образовательных запросов учащихся, расширение спектра интеллектуальных, социальных и творческих проб, способствующих самореализации и самоопределению учащихся. 

Проект «Азбука театра кукол»

Проект «Творческая лаборатория юных кукольников»

Проект ЧитKID

Мероприятие «Театрализованный бал-маскарад «Тайны Нового Года»

Методические материалы по сопровождению образовательных маршрутов для различных категорий обучающихся

Использование индивидуального образовательного маршрута в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ является одной из форм работы с учащихся для продолжения развития коммуникативных компетенций, познавательных возможностей учащихся, повышения возможностей социальной адаптации подростков, успешного профессионального самоопределения юных участников коллектива Театра кукол. 

Программа «Развитие коммуникативных компетенций учащихся старшей репертуарной группы»

Проект Всероссийский фестиваль детских и юношеских театров кукол «Букет марионеток»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Создай свой театр» с применением дистанционных образовательных технологий

Сценарии, технологические карты


Сценарий «Праздник в семейном кругу» 80-летний юбилей в Театре кукол ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Сценарий «В поисках счастья»

Сценарий новогоднего праздника «Новогодняя сказка»

Сценарий открытия 80-го сезона в Театре кукол «Волшебный внутренний мир актера»

Сценарий XVI Всероссийского фестиваля детских и юношеских театров кукол «Букет марионеток» 2019 год

Афиши спектаклей учащихся Театра кукол

Ссылки и (или) материалы, подтверждающие участие в образовательных мероприятиях различных уровней

Образовательные мероприятия различных уровней, в которых приняли (или могут принять) участие обучающиеся в процессе освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Театра кукол 

Ссылки на участие в мероприятиях

Программки, афиши, брошюры мероприятий, в которых учащиеся принимали участие

Публикации программно-методических разработок и материалов


Публикации программно-методических разработок и материалов в сети Интернет

Печатные публикации к ДООП Театра кукол